МБОУ "СШ им.А.Моисеева пос.Знаменска"
пос.Знаменск
  • История нашего поселка в сочинениях учащихся

    Вся жизнь школы неразрывно связана с жизнью посёлка. Мы начинаем рассказ о Знаменске, о нашей школе.

    Из сочинения ученицы 11"А" класса Платоновoй Татьяны «Знаменск – прошлое, настоящее, будущее»

    Знаменск расположен на месте впадения реки Лава в Преголю. Раньше это был Велау – райцентр в административном округе Кенигсберга. В 1255 году пруссы построили здесь замок-крепость Ветало («Водный замок») с целью противостояния Тевтонскому ордену. В 1339 году Велау получил от великого магистра городское право. Здесь была основана городская высшая школа, что значительно укрепило авторитет города. В 1347 Велау вновь постигла незавидная участь – город вновь был взят и разрушен литовцами. В 1349 году на месте бывшего замка был построен монастырь, также город имел приходскую церковь.

    После реформации, на месте монастыря появилась площадь и дома горожан. Площадь имела имя «Клостер-Плац» (Монастырская площадь). Велау сыграл немалую роль в истории Восточной Пруссии, т.к. этот небольшой городок вошел в список таких как: Кенигсберг, Тапиау, Тильзит, Рагнит, Инстербург. О его истории можно рассказывать бесконечно, Велау оставил огромный след в истории всего Кенигсберга, но я предлагаю перенестись в настоящее, в 21 век поселка Знаменск. В данное время Знаменск – это сельское поселение, он так и остался маленьким, о котором даже не каждый знает. Здесь прекрасные места, великолепная природа, есть свои достопримечательности и за них становится очень обидно, т.к. их никто не ценит, не сохраняет, не реставрирует, а ведь это наша история, гордость, достояние. Поселок сильно загрязнен, запущен.

    Мне бы, как человеку, который родился здесь и любит свой край, не хотелось бы видеть Знаменск таким же и в будущем, он достоин того, чтобы расцветать с каждым днем все больше и больше, а не того, чтобы его превращали в свалку. Как жаль, что большинство жителей такого прекрасного места, как Знаменск, не понимают этого. Но как говорят: «Рыба гниет с головы». Я думаю, что люди не понимают, какие ценности мы теряем. До них нужно донести это, чего наша власть сделать не в состоянии, что очень жаль. Я бы хотела, чтобы Знаменск в будущем изменился, а точнее: восстановил многие разрушенные дома, исторические места, очистили его от мусора, чтобы было больше красивых мест, скверов, мест для отдыха.

    Мы должны гордиться нашим поселком!

    Новая история края началась В 1945 году. Советские переселенцы прекрасно осознавали, что без образованных людей им не возродить разрушенную экономику, не построить новое общество. Уже в 1945-1946 годах были подписаны первые приказы о создании школ.

    А вот один из них: «О всеобщем обязательном обучении» детей, УТВЕРДИТЬ сеть школ по району в количестве: одной средней, одной семилетней и 12 начальных в следующих населенных пунктах: г. Велау – семилетняя (5 кл.)… начальник Тапиауского районного Гражданского управления. Александров. (архивная выписка из приказа от 26 августа 1946 года по районному гражданскому управлению Тапиау.

    На 6 марта 1947 года на территории бывшего районного округа Велау уже работали 1 средняя школа (Гвардейск, 450 учеников), 1 Знаменская семилетняя школа (бывший Велау, 258 учеников), 16 начальных школ (1117 учеников). А так же три школы для немецких детей : Велауская (92 ученика), Гольдбахская (93 ученика), Вайсензееская (100 учеников). В этих школах обучение велось с первого по четвертый класс. Они просуществовали до конца 1948 года. Хотя немецкие дети не знали русского языка, они играли после уроков вместе с детьми переселенцев.

    По району было много неграмотных – 352 человека. В 1947-1948 учебном году в Гвардейском районе было создано пять групп для обучения взрослых грамотности, а с 18 допризывниками проводилась индивидуальная работа. Эта работа получила положительную оценку в приказе областного отдела народного образования. Но в Гвардейском районе не хватало парт и учителей в начальных школах. 48 детей не посещали школу вообще из-за отсутствия обуви и одежды, вследствие отдаленности от школы и из-за длительных болезней.

    На какие предметы обращалось особое внимание? В первую очередь на физическую и военную подготовку в старших классах(по 2 часа) иностранный язык (по 4 часа в 8-10 классах), историю, географию, химию. Свободный час в 10-ом классе для девочек был отведен на преподавание педагогики, стенографии, рукоделия.

    Раздельные - мужские и женские – школы существовали только в Калининграде по области, все школы были смешанными, а их количество стремительно росло. Если на 5 ноября 1946 года в области было 180 школ ( 25 тысяч учащихся), то уже на 1 сентября 1948 года была восстановлена и отремонтирована 491 школа (24 средних, 75 семилетних и 392 начальные), а к занятиям приступили почти 45 тысяч учащихся. Для учителей было отремонтировано 952 квартиры.

    Нужно отметить, что информация о Знаменской семилетней школе встречается в материалах часто. Например своевременно приступили к занятиям 10 средних школ и одна семилетняя в поселке Знаменске Гвардейского района, которая в настоящее время не работает из-за отсутствия необходимого контингента учащихся (абсолютное большинство выбыло на лесозаготовки) …(1947-1948 уч. год).

    Директором первой советской Велауской (Знаменской) семилетней школы в 1946-1951 годах была Александра Ивановна Маловецкая. Вот что вспоминает о ней учитель начальных классов Мария Сергеевна Юхтенко:

    «Ей было 40-50 лет. Небольшого роста, интеллигентная. Старалась все сделать для организации хороших уроков, хотя в школе было мало учебников, не хватало бумаги. Были даже грифельные доски. Классы были разновозрастные, многие отстали в обучении из-за войны. Но дети были честные, вежливые…» Хотя случалось всякое.В годовом отчете облоно за 1946-1947 учебный год отмечается, что за систематическое хулиганство и оскорбление учителей исключен из Знаменской семилетней школы ученик шестого класса Кошкин и некоторые другие. Но тут же отмечается содержательные доклады по физике на вечерах и собраниях, а так же то, что директор Знаменской семилетки, тов. Маловецкая, умело привлекает родителей и общественность к участию в жизни школы.

    Многие родители помогали в восстановлении школьного здания и его ремонта. С их помощью доставалось оборудование для школы и строительные материалы . С первых дней открытия школы был избран родительский комитет. Родители принимали участие в организации детской школьной елки, на их средства закупались детям подарки. Активное участие принимали родители в устройстве вечеров детской самодеятельности…»

    Первый директор и учителя(в 1946-47 учебном году - 10,а к 1950 году – уже 20 человек)сделали невозможное ,и уже в год открытия появилась библиотека с фондом с 1500 художественных книг и учебников,которые к 1950 году увеличился до 3290(из них 1806 учебников).также библиотека имела читальный зал, где были газеты «Правда» и «Пионерская правда», «Учительская газета»,журналы «Новое время», «Педагогический ». В школе ,которая в то время находилась в здании бывшей вспомогательной школы ,было уютно и дружно. Дети учились в первую смену , а у учителя тут же и жили, при школе ,в мансардах. Места было, конечно,мало, но создали педагогический кабинет, учительскую, кабинет физики, химии,естествознания. Также было 10 классных комнат. При школе был участок,на котором с удовольствием работали ученики.

    Вот что вспоминает об этом времени Таисия Ивановна Чистякова,учитель начальных классов,проработавшая в нашей школе 50 лет. «Приехала в область по распределению после окончания педучилища Владимирской обл. ,а в Знаменск назначали в августе 1950 года. Был очень сплоченный коллектив,все дружили. Всегда выручала поддержка,совместная работа .совсем не осталось ощущения , что было трудно,голодно. Каждый день учила и училась……» Уже в те годы в Знаменской школе были методические объединения учителей, а в районе с 1947 года проводились совещания, куда приглашали не только педагогов, но и представителей комсомольский организаций и родительских комитетов. Помощь в проведении таких мероприятий оказывал областной институт усовершенствования учителей (начал работать с 1 сентября 1947 года, в штате 6 человек).

    А школа в Знаменске росла. В 1951 году пришел новый директор, Иван Маркович Емченко, школа стала десятилеткой. Уже к 1954-1955 учебном году в 26 классах обучалось 629 учащихся, с которыми работали 23 учителя, были завучи по старшим и по начальным классам (Л.К. Шульц и Т.С. Полянская). Занятия проводились в 11 классных комнатах, а питались дети в буфете. Занятия проходили в две смены, а в свободное время дети шли в библиотеку, где в читальном зале было уже 12 наименований газет и журналов. Была оборудована спортивная площадка на которой начинали свою педагогическую деятельность учитель физкультуры, а впоследствии отличный учитель литературы, делегат Всесоюзного учительского съезда Александра Тимофеевна Певчева и военрук, будущий математик и директор школы с 1968-го по 1987 год Михаил Евсеевич Элькин.

    Русскому языку обучала детей Анна Павловна Брусничкина, химии- Анна Лазаревна Скорупская, в начальной школе работали Александра Степановна Пинчук и Тамара Александровна Найденышева, Тамара Александровна Чистякова и Мария Леонтьевна Михалева. Математике детей обучал Андрей Иванович Илюхин. Ученик и последователь А.С.Макаренко, Виктор Николаевич Терский преподавал черчение и рисование.

    А в 1960 году было ликвидировано Знаменское училище МСХ №8,которое находилось в здании бывшей гимназии на Железнодорожной улице( Рихардштрассе),и все его помещения были переданы Знаменской средней школе,появилось отдельное здание начальной школы на улице Ленина(бывшее финансовое управление округа )и мастерские для мальчиков(бывшая католическая церковь).

    Из воспоминаний Т.И. Чистяковой: "год в новом здании работали только два начальных класса, мой и М.Л.Михалевой. Не было стекол в окнах, а здание на ул.Ленина требовало ремонта. Но если бы не начались занятия, все помещения могли передать другим организациям, поэтому терпели. Очень уж хотелось разместится попросторнее!».p> Так более 40 лет назад продолжилась школьная традиция Велау-стремление к знаниям и обеспечение права на эти знания…

    Основной традицией Знаменской школы является преемственность .Вот, посмотрите Таисия Ивановна Чистякова воспитала прекрасного учителя Римму Ильиничу Гундилович, которая проработала в нашей школе 34 года, была завучем по начальным классам, сделала 10 выпусков. Работа никогда не была бременем для Риммы Ильиничны. Она «работала с удовольствием, ведь каждый день был разным, все время что-то новое. Нравилось чувствовать себя главной и нужной на уроке!» Римма Ильинична уже вырастила учительницу начальных классов, которая работает в нашей школе с 1991 года и уже сделала несколько выпусков. Это Неля Ивановна Жевлакова (Ложкина), учитель первой категории. Ее мнение о преподавании в школе: «с детьми легко, вот только с родителями трудно. И хотя стала учителем начальных классов, а хотела быть математиком, считаю свой труд нужным и не напрасным.»

    За годы существования Знаменская школа пережила 7 директоров (ныне работает восьмой В.С.Ёжиков), выпустила много медалистов, за учебно-воспитательной работой следили замечательные завучи. А какие прекрасные у нас выпускники! Из них 14 человек работают завучами и учителями нашей школы. Это заслуженный учитель России Н.П. Салькова (математика), Е.Л Белоконь (биология), О.В Дылюк (завуч по начальным классам), Е.В. Захватова (музыка), Т. Д. Каминская (социальный педагог), ), Г.П. Лукомская (русский язык и Лит-ра), О.Ф. Мацула (завуч), Л.Ф. Целикина (история), учителя начальных классов О.Г. Платонова, Н.В . Пилипчук, библиотекарь Л.Н. Ремизова.

    Школа по праву может гордиться своими выпускниками, многие из которых внесли и вносят свой вклад в дело развития и процветания нашей страны.


    Из сочинения ученицы 7"Б" класса Ложкиной Дарьи «Знаменск XXI века.»

    Наш посёлок стоит в очень живописном месте. Он раскинулся между берегов двух рек Преголи и Лавы. Большую часть года мы утопаем в зелени пойменных лугов, в зелени лесов окружающих наш посёлок. Весна балует нас ароматом черемухи и сирени, в которых купаются берега наших рек. А осенью мы щедро наслаждаемся дарами наших лесов. Мне кажется, что, живя рядом с таким природным богатством, человек мог бы пользоваться им не только во благо себе, а и для приумножения и сохранения самой природы. Мне бы хотелось видеть наш посёлок XXI века экологическим посёлком. Вот на улицах деревянные, приятные и уютные домики, построенные по экологическим технологиям, чтобы обеспечить себя теплом и энергией человек использует энергию солнца и ветра (благо этого у нас в изобилии). Используя зелень пойменных лугов, можно обеспечить прекрасным, экологически чистым кормом животноводческую ферму, чья продукция будет превосходным сырьем для молочной продукции. Маленькие производства обеспечат нас более качественным товаром. Тепличные производства свежими овощами и зеленью. С полей – овощи, зерно и ягоды. На реках можно построить запруды, где можно выращивать рыбу. Представьте себе, что в магазинах на прилавках будут лежать только самые экологически чистые и свежие продукты. Человек будет перерабатывать жизнедеятельные отходы в тепло и в другие полезные удобрения, а не выбрасывать их в окружающую среду, портя её. В таком месте будет приятно жить, а и принимать гостей. Мне кажется, что людям здесь будет просто хорошо отдыхать. В таком замечательном поселке приятно будет находиться всем: местному жителю, туристу и даже зверьку здесь нравится!

    Вся жизнь школы неразрывно связана с жизнью посёлка. Мы начинаем рассказ о Знаменске, о нашей школе.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике